ТРУФАНОВА ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА (инструктор по физической культуре МБДОУ детский сад № 45 "РОСИНКА")

"Особенности гендерного воспитания детей при проведении образовательной деятельности по плаванию "

При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Аналогичным образом была  построена образовательная деятельность по плаванию. Роль игровых упражнений детей при организации образовательной деятельности по плаванию очень велика.  Ведущая роль при формировании у детей особенностей гендерного воспитания  детей  отводится принципу наглядности и доступности. Принцип наглядности один из ведущих. Многие задания представлены в игровой форме. Это не случайно. Игровые упражнения и игры повышают эмоциональность занятий, а коллективные игры способствуют состязательности занимающихся, являются хорошим стимулом для ребёнка выполнить задание не хуже своего товарища, действовать смелее, активнее и пластичнее.

Для детей младшего возраста эмоциональная насыщенность игры позволяет активно двигаться в воде, помогает проявлять свои подражательные способности, преодолеть страх перед вхождением в воду.

- Игры для ознакомления со свойствами воды - для детей младшего дошкольного возраста.  Наличие ярких, разнообразных игрушек, мячей, кругов, плавающих уточек и корабликов, шариков создает эмоциональное отношение к занятиям. Эти игры помогают  детям испытать радость от общения с водой, преодолеть страх перед вхождением в воду, развивает такие физические качества как быстроту и внимание.

Для развития быстроты и внимания использую следующие упражнения:

1) Бег в воде от одного бортика к другому:

«Лодочки плывут»,  «Обгонялочки».

2) Метание мяча в воде:  «Бегом за мячом», 

3) Игры с бегом, поворотами, прыжками: «Море волнуется», «Юла», «Лягушка».

4)  Старты по зрительному и слуховому сигналам:  Кто быстрее?», «Пройди в ворота».

- Игры, способствующие развитию умения продвигаться в  воде - для детей младшего дошкольного возраста.  Для этих игр, использую надувные круги и плавающие доски, зрительные ориентиры. Игры помогают преодолеть сопротивление воды, научиться передвигаться в разных направлениях и с разным положением рук. Эти игры помогают развивать координацию движений в воде и ловкость.

1) игры с передвижением по дну разными способами и в разных направлениях: «Карусели».

- Игры и упражнения на дыхание - для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Они подразумевают выполнение упражнений на дыхание, дыхательную разминку (дуем на перышко, воздушный шарик, дуем на воду, образуя ямку).  

 1) Игры на погружение  с выдохом в воду: «Подуй на воздушный шарик», «Остуди чай», «Сдуй перышко с ладошки», «Подуй на плавающую игрушку (кораблик)», «Весёлые пузыри»; 

- Игры с погружением в воду с головой -  для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Для этих  игр с погружением в воду с головой использую зрительные ориентиры: обруч с ракушками, разноцветные камешки. Эти игры помогают  развивать смелость.

1) игры с погружением в воду с головой: «Пять весёлых лягушат»; «Дельфины», «Спрячемся под воду»;

- Игры с открыванием глаз в воде - для детей среднего и старшего дошкольного возраста. для игр с открыванием глаз в воде применяю прием просмотра рук и ног под водой, сосчитать пальцы под водой, увидеть соседа, собрать со дна камушки, затонувшие предметы. Эти игры  развивают  решимость. Также очень помогают развивать ориентировку в воде, побуждают к активным действиям в воде.

1) игры с открыванием глаз в воде: «Водолазы»,  «Достань игрушку»; «Смелые ребята,  «Сосчитай пальцы под водой»;

- Игры со скольжением - для детей старшего дошкольного возраста. Очень важно отметить, что эти игровые упражнения помогают освоить технику способа плаванием кролем на груди и др. способа плавания, удобного для ребёнка. Для детей старшего дошкольного возраста плавающие доски, спасательные жилеты и круги помогают принимать горизонтальное положение тела в воде и выполнять скольжение, развивают выносливость и силу.

1) скольжение с плав. средством: «Торпеда»;

2)  скольжение на груди и на спине: «Стрела»;

3) движения ногами в стиле «кроль»: «Фонтаны в воде»;

4) работая ногами, постепенно подводя к тому, чтобы выполнить скольжение без помощи доски, круга и т.д. : «Подводные  лодки»;

4) плавание стилем «кроль»: «Я плыву»;

- Упражнения на плавучесть (ст. и подгот. гр.) - для выполнения упражнений на плавучесть использую веревку с колокольчиками, палку для подныривания, под которую необходимо  подплыть, не затронув колокольчики. Эти игры и игровые упражнения помогают учить надолго задерживать дыхание, погружаясь в воду в различных положениях и фигурах. Развивают выносливость и умение принимать горизонтальное положение тела в воде.

1) игры для  всплывания и лежания на воде (плавучесть): «Медуза», «Поплавок»;  «Стрела».

- Игры-эстафеты (ст. и подгот. гр.) -  на воде являются неотъемлемой частью формирования  плавательных умений у детей. Они создают условия для творческого проявления умений детей в весёлых играх. В содержание игр и эстафет, проводимых на глубине по грудь и более, включается проплывание отрезков:

С помощью ног без помощи рук:  «Катера».

С помощью рук без помощи ног: «Стайка дельфинов»;

С наименьшем количеством гребков:  «Как долго?».

С доской в руках и доской зажатой между ногами:  «С письмом – вплавь».

- Игры – развлечения на воде (ст. и подгот. гр.) - для игр-эстафет и игр-развлечений использую разнообразное оборудование и атрибуты к играм. Это и шапочки-маски с изображением животных, нестандартное оборудование, музыкальное оформление, сюрпризный момент и многое другое. Эти игры помогают воспитать в игре морально-волевые качества: внимание, решительность, терпение, целеустремлённость, быстроту реакции, быстроту ориентировки, формирование волевые качества у дошкольников  при проведении образовательной деятельности в бассейне  

 Развитие гибкости и грациозности у девочек способствует проведение аквааэробики в воде под музыку. Начиная с подготовительной к школе группы проводим  игры с элементами фигурного плавания.

Гендерное воспитание детей, как уже отмечалось, направлено на формирование у представителей противоположного пола начал мужественности и женственности. Для формирования представлений о мужественности и женственности широко используются устное народное творчество и художественная литература.  

· к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;

· в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

 
24 сентября 2013 в 21:50

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.